Если у вас не греет батарея в квартире, это не значит, что вам придется мерзнуть или тратить деньги на электрический обогреватель. Если знать, что и как нужно делать, то проблема решается довольно быстро.
Из нашей статьи вы узнаете, какие причины приводят к проблемам с отоплением, что нужно предпринять, если батареи холодные или почти не греют, и куда обращаться, если вы не можете исправить ситуацию самостоятельно.
Причины, почему батарея не греет и что нужно делать для восстановлении подачи тепла?
Если у вас не прогревается или не греет батарея отопления, это не значит, что вам понадобится демонтировать ее и менять на более мощную (тем более, что законно осуществить такую замену в многоквартирном доме достаточно сложно). Воспользуйтесь предложенным нами списком проблем и вариантов решений, и вы легко сможете вернуть тепло и уют в свой дом.
Воздушная пробка в батарее
Появление в батарее воздушной пробки – самая частая причина того, что в квартире холодная батарея. Внутри системы может накапливаться воздух или другие газы, которые выделяются в результате химических реакций.
Если в радиаторе отопления образовалась воздушная пробка, он будет прогреваться неравномерно: одна часть будет теплее, а другая — холоднее. Чтобы точно определить уровень тепла на отдельных участках, можно использовать инфракрасный сканер температуры.
Разобравшись, почему половина батареи не греет, вам понадобится убрать воздушную пробку. Для этого нужно просто приоткрыть кран Маевского, который предназначен специально для того, чтобы спускать воздух. Последовательность действий при этом будет следующей:
- Перед тем, как спустить воздух, перекройте трубу, через которую в радиатор поступает горячая вода.
- Постелите под батареей полотенце и поставьте емкость для сбора воды.
- Наденьте рабочие тканевые перчатки, чтобы не обжечь руки.
- Медленно приоткрывайте кран Маевского, до тех пор, пока не услышите, как из клапана с шипением начнет выходить воздух. В зависимости от его конструкции, это можно сделать обычной отверткой или специальным ключом.
- Дождитесь, когда звук полностью прекратится и из отверстия польется вода. После этого закройте кран и снова откройте трубу, подающую воду в радиатор отопления.
Если ваша батарея не оборудована краном Маевского, то для устранения воздушной пробки вам понадобится обращаться в управляющую компанию. О том, как это правильно сделать, будет подробно рассказано ниже.
Засор в батарее. Заиленность. Когда часть батареи горячая, а другая часть «еле-еле» греет
Если стравливание воздуха не помогло, и радиатор все еще прогревается неравномерно (одна часть горячая, а другая – еле теплая) нужно попробовать промыть холодные батареи. Если они изготовлены из некачественного материала или их параметры не соответствуют системе, возможно появление стойких загрязнений на внутренней поверхности. К примеру, это могут быть соляные отложения, накипь или коррозия.
Решить проблему поможет механическая или химическая чистка. Что делать, чтобы почистить батарею:
- отключить забитый радиатор от системы;
- демонтировать его;
- промыть водой с использованием специальных моющих средств.
Если у вас не стоит байпас рядом с радиатором, перед началом мойки вам понадобится перекрыть стояк отопления. Для этого нужно обратиться в управляющую компанию.
Либо же Вы можете промыть его, не снимая с труб отопления.
Как это сделать, смотрите в данном видео:
Помните, что по закону, УК должна обеспечить тепло в вашем доме, поэтому, если представители компании отказываются перекрыть стояк и предлагают подождать до окончания сезона, не соглашайтесь, твердо стойте на своем.
Засор стояка отопления и появление накипи на внутренних стенках трубы
Если радиаторы недостаточно греют по всему стояку отопления, значит, он (стояк) забился ржавчиной или накипью. Конфигурация стояка зависит от особенностей системы, но чаще всего «пострадавшие» квартиры находятся одна под другой. При этом верхние этажи, которые располагаются над затором, получают достаточное количество тепла, а на нижних бывает ощутимо холоднее.
Почистить стояк самостоятельно невозможно и запрещено по закону, поменять его силами жильцов вы также не сможете. Для замены стояка необходимо написать заявление в управляющую компанию.
В верхних квартирах на байпасе у батареи поставлен запирающий кран
Если у соседей сверху установлен запирающий кран, и он закрыт, то горячая вода не будет поступать в систему отопления и в вашей квартире будет холодно. Чтобы решить проблему, вам нужно подняться в квартиру, расположенную над вами, и попросить соседей открыть кран.
Вы или соседи сверху поставили слишком большие радиаторы вместо старых
Величина радиатора отопления должна соответствовать проектной документации дома. Если вы решили установить батарею большего размера, то, скорее всего, она будет греть гораздо хуже или совсем перестанет прогреваться. В таком случае вы можете установить меньший нагревательный элемент или сделать диагональное подключение.
Если ваши соседи сверху поставили слишком большие радиаторы, то вы также можете недополучать тепло. Тогда вам будет нужно убедить их в необходимости правильного монтажа системы, объяснив, что ваша батарея теперь не нагревается.
У соседей стоит запорный кран на самом стояке.
Одной из частых причин того, почему батарея плохо прогревается, является незаконная перепланировка отопительной системы. Если ваши соседи установили запорный кран на стояке отопления, и горячая вода не поступает в систему, то вы также можете договориться с ними, либо подать жалобу в управляющую компанию, объяснив, почему радиатор в вашей квартире холодный.
Соседи подключили к общему стояку отопления теплый водяной пол, забирающий большую часть тепла.
Если вы не можете понять, почему нет тепла, обратите внимание на соседей. Если они подключили теплый пол к системе отопления, то у них дома станет гораздо теплее, а в квартирах выше и ниже – холоднее, так как тепловой энергии будет не хватать для обогрева всей системы.
Чтобы восстановить нормальную подачу тепла, вам будет нужно побеседовать с владельцами квартиры, попросив их демонтировать систему, так как подобная конструкция является незаконной и ваши радиаторы теперь плохо греют. Если вам не удалось мирно решить проблему, вы можете написать заявление в управляющую компанию, прокуратуру, полицию и местные органы самооуправления, приложив к нему жалобы всех пострадавших жильцов.
Перекрытие общего запорного крана на стояке (на чердаке или в подвале) после ремонтных работ. Просто «забыли» открыть
Если кто-либо из ваших соседей делает ремонт и меняет радиаторы, то ему понадобится обращаться в управляющую компанию, чтобы она перекрыла стояк отопления. Также стояк полностью отключается при проведении ремонтных работ в доме силами УК (например, для проверки системы перед подачей отопления в сезон).
Но иногда сотрудники управляющей компании просто забывают закрыть кран на стояке, и горячая вода не может поступать в систему. В таком случае могут не греть все радиаторы, либо одна батарея будет холодная, а остальные горячие.
Чтобы проверить кран, вам не обязательно самим спускаться в подвал или подниматься на чердак. В таком случае не только у вас будет холодная батарея в квартире – тепла не будет по всему стояку. Чтобы решить проблему, вам остается только позвонить в диспетчерскую службу своей УК и оставить жалобу – самостоятельно изменять положение запорного крана жильцы не имеют права.
Проблемы с трехходовым краном
Если в вашей квартире стояк горячий, а батарея холодная, скорее всего, проблема заключается в трехходовом кране. Он ставится в месте соединения батареи с байпасом и используется для балансировки циркуляции воды в системе.
Если вы недавно установили новый кран, то просто попробуйте несколько раз провернуть его, то в одну, то в другую сторону. Образовавшаяся из накипи пробка пробьется, и вода снова свободно потечет по системе.
Если ваш трехходовой кран уже старый, то, скорее всего, простое проворачивание вам не поможет, а возможно он и не будет свободно крутиться, так как заржавел и забился накипью. В таком случае детали придется менять на новую – если кран не работает, то ремонту он не подлежит.
Засор фильтра очистки воды на котле отопления (если у вас частный дом и он отапливается газовым или электрическим котлом)
Если вы живете в частном доме, который отапливается котлом, то вполне возможно, что причиной проблем с отоплением является забившийся водяной фильтр. Он устанавливается на входе и защищает котел от попадания мусора и засора теплообменника.
Если он забивается, то поток воды, поступающей в систему, уменьшается, и батареи в частном доме не греют. В таком случае для решения проблемы вам необходимо очистить фильтр или поменять его на новый.
Неправильное подключение батареи. Поставили новую батарею, а она плохо греет.
Если радиатор отопления подключен неправильно, то он не будет греть, или же будет греть слишком слабо. Существует два варианта верного подключения:
- Боковое – труба, через которую подается и выходит вода, находится с одной стороны радиатора. В таком случае входное отверстие обязательно должно располагаться сверху, а выходное – снизу.
- Диагональное – труба подачи воды входит сверху с одной стороны и выходит снизу с противоположной.
Если ваши батареи смонтированы неправильно, ошибку необходимо как можно быстрее устранить. Это можно сделать как самостоятельно, так и обратившись в управляющую компанию.
Неправильные действия соседей. Что делать, если виновны соседи и они «ничего» не хотят менять?
К сожалению, с соседями удается договориться далеко не всегда. В таком случае вы можете написать заявление в управляющую компанию. Заявление подается в свободной форме: подробно опишите, что именно сделано не так у ваших соседей и как это влияет на ваши батареи. В конце текста должно стоять требование к УК принять меры по исправлению ситуации и представить вам письменный отчет о предпринятых мерах.
Составляя заявление, не стоит красочно расписывать свои эмоции из-за того, что батарея не греет – это будет только отвлекать работников УК от сути проблемы. Если управляющая компания никак не реагирует на обращение, вы можете подать жалобу в вышестоящую организацию. Как правильно это сделать будет подробно рассказано далее.
Что делать, если виновата управляющая компания и она «не шевелится»?
Если у вас возникли проблемы с отоплением, которые вы не можете решить, вам нужно позвонить в диспетчерскую своей УК и оставить жалобу. Управляющая компания отправит к вам аварийную бригаду, которая проверит ваши батареи и при необходимости поможет с устранением проблемы.
Если УК не отреагировала на вашу жалобу или не сделала ничего полезного, вы можете жаловаться в Государственную жилищную инспекцию, прокуратуру или Роспотребнадзор.
Заявление также подается в письменном виде, по электронной почте, или через онлайн-приемную на официальном сайте организации. Желательно, чтобы текст заявления был максимально спокойным и корректным. Не стоит расписывать в красках, как вы мерзнете и страдаете, лучше укажите больше фактов: ваш полный адрес, температуру в квартире, дату обращения в УК. Если аварийная бригада к вам все-таки приезжала, укажите дату и время ее приезда, а также приложите копию акта замера температуры.
Что делать, если виноваты монтажники, установившие батарею?
За отопление в доме отвечает управляющая компания, поэтому не важно, нанимали ли вы монтажников со стороны, или монтаж радиаторов проводился силами специалистов УК. Если батарея в квартире была неправильно смонтирована и подключена, вам нужно также написать заявление с требованием переподключить радиатор отопления и предоставить вам акт выполненных работ.
Популярные вопросы и ответы
Какой должна быть температура в квартире в холодное время года?
Нормативы температурного режима в жилых помещениях определяются ГОСТом, и не зависят от времени года. По закону, температура должна быть следующей:
- в жилых комнатах, кухне и туалете: +18 гр.;
- в жилых угловых комнатах: +20 гр.;
- в ванной или совмещенном санузле: +24 гр.
Ночью в помещениях может быть холоднее, но не более чем на один градус. Превышение нормативов возможно максимум на 4 градуса. Если вы живете в холодном регионе, и температура на улице держится в районе -31оС или ниже в течение пяти дней, нормативы допускают повышение температуры в жилых и угловых комнатах на два градуса.
Что нужно сделать, чтобы получить перерасчет?
Если ваш дом обслуживает добросовестная управляющая компания, то она самостоятельно делает перерасчет, не требуя никаких заявлений. Но бывает и так, что сотрудники УК забывают это сделать – тогда вам понадобится позвонить в отдел начислений или подать заявление через МФЦ. Готовя обращение, не забывайте приложить к нему акт замера температуры в квартире, который вам выдала аварийная бригада.
Подать заявление можно только раз в год. Формула перерасчета достаточно проста: коэффициент в размере 0,15 процента умножается на каждый час, когда в доме было холоднее, и на каждый градус ниже нормы. Обратите внимание, что из-за разницы в нормативах расчет для ночных и дневных часов производится отдельно. Если управляющая компания отказывается выполнять свои обязанности, вы можете обратиться в суд.
Что я могу сделать, чтобы уменьшить платежи за отопление?
Если вы живете в многоквартирном доме и в вашей квартире стоит индивидуальный счетчик, то вы сами можете регулировать подачу тепла и, соответственно, свои расходы. В противном случае вам понадобится собрать всех собственников жилья и предложить им установить автоматическую систему учета отопления, которая самостоятельно регулирует температуру, исходя из погодных условий.
Заключение
Если у вас не греет батарея, вы можете решить проблему двумя способами: самостоятельно, воспользовавшись нашей инструкцией, или при помощи управляющей компании. Но при этом важно помнить, что самостоятельный ремонт возможен только в том случае, если он не требует перекрытия стояка. Манипуляции со стояком и общими запорными кранами может проводить только УК.